горностайка
горностайка
про фильм «Неоновый демон»

«Неоновый демон» — новый фильм датского режиссера Николаса Виндинга Рефна, автора «Драйва» и «Только Бог простит», — показанный в этом году на Каннском кинофестивале, добрался до экранов России. Премьерой «Неонового демона» 25 июля открывается первый кинофестиваль института «Стрелка». КиноПоиск выступает официальным партнером фестиваля.

Уже пять лет прошло после скандала с Ларсом фон Триером, когда Канны назвали его персоной нон грата за фразу «я — нацист», и теперь фестиваль нашел себе нового enfant terrible, что примечательно, тоже из Дании. Николас Виндинг Рефн теперь именует себя инициалами (в титрах слова «Неоновый демон» сопровождают буквы НВР), а в его новой картине есть некрофилия, каннибализм, лесбийские отношения и закадровая расчлененка. Если и это вас не поразило, то добавьте сюда оральный секс с ножом.

Но прежде всего это фильм о том, как тяжело быть женщиной в современном мире. Как ни странно, взяв в качестве фона индустрию моды, куда рвется главная героиня, Рефну удалось показать ее изнанку, не прибегая к сатире. Режиссер предпочел хоррор — и не ошибся: быть женщиной иногда просто ужасно.

Где-то в Пасадене в дешевом мотеле живет белокурая и большеглазая Джесси (Эль Фаннинг), мечтающая стать супермоделью. Она позирует для фотографа Дина (Карл Глусман), с которым познакомилась онлайн. В Лос-Анджелесе у Джесси нет знакомых: она приехала покорять город из провинции, сразу после окончания школы. Гример Руби (Джена Мэлоун) обращает внимание на симпатичную инженю, и приглашает ее на вечеринку. Там Джесси знакомится с двумя супермоделями — шедевром пластической хирургии Джиджи (Белла Хиткот) и грустной Сарой (Эбби Ли). Вскоре Джесси очень быстро взлетит на самый верх модельного бизнеса, но вот сможет ли она там остаться, это большой вопрос.


Рефн постепенно проводит свою героиню через все круги ада — здесь и дешевый мотель, и его агрессивный менеджер (эпизодическая, но отличная роль Киану Ривза), и глава модельного агентства (Кристина Хендрикс, советующая девушке говорить, что ей всегда 19, потому что 16 это слишком мало), пробы (где оказывается, что Сара невидима, а Джесси идеальна), первый показ, первое опьянение славой — но так ли уж героиня Фаннинг мила и проста, как кажется на первый взгляд? И кто такая Руби? Что может быть, если впасть в немилость у моделей-подруг? И да, в этом фильме очень много ярких цветов, электронной музыки, зашкаливающей красоты и крови. Без крови не обойдется.

Николас Виндинг Рефн признается, что много лет хотел снять кино о красоте, поскольку всю жизнь окружен ею. Режиссер намекает на свою супругу и двух дочерей, а также на множество актрис и моделей, с которыми он работал. Одна из дочерей Рефна — подросток, и режиссер открыл для себя индустрию красоты с другой стороны. Одно дело снимать рекламу для Gucci и совсем другое — видеть, как твоя дочь пытается угнаться за стандартами красоты, навязанными обществом.


«Цена красоты никогда не упадет, — считает Рефн. — Мы развиваемся, живем дольше, но наша одержимость красотой не проходит, а лишь становится все более экстремальной. И одержимость эта может привести к совершенно необычной форме безумия». Эти свои слова режиссер иллюстрирует историей Нарцисса, героя греческого мифа. Ослепленный своей красотой, он утонул в ее отражении.

«Я дислексик, и поэтому изображения очень большая и важная часть моего мира. Кроме того, я очень поздно выучил английский язык. Мы жили в Нью-Йорке, так что изображения и звуки странного языка были частью моего обучения многие годы. Если говорить о моем подходе к искусству, то скажу так: я смотрю на пустую стену и думаю, что бы я хотел сегодня на ней увидеть. Так я и снимаю кино. Иногда такой подход фрустрирует зрителей, да не только их и меня тоже».

«Неоновый демон» стал олицетворением давней мечты Рефна побыть в образе 16-летней девушки. «Я обожал женские вещи, любил кукол, когда рос. Но сейчас нужно было найти идеальную девушку, и мне повезло, когда Эль Фаннинг решили зайти поприветствовать меня в новом доме в Лос-Анджелесе. Я посмотрел на нее и подумал: „Господи, да это же я!“ И предложил снять фильм».


Эль Фаннинг считает, что «Неоновый демон» в названии — Лос-Анджелес. «Этот город такой запоминающийся, такой увлекательный! Он засасывает тебя, но потом пережевывает и выплевывает». Как и старшая сестра Дакота, Эль Фаннинг снимается в кино с раннего возраста — с двух лет. В картину Рефна актриса привнесла в роль многое от себя. «Ну, например, я из Джорджии, и мы решили, что Джесси тоже будет оттуда. Помню, когда впервые приехала в Лос-Анджелес, у меня было столько впечатлений! Как и у Джесси».

Для подготовки к роли Рефн попросил Фаннинг посмотреть несколько фильмов ужасов и уже ставшие культовой классикой «Долина кукол» и «Изнанка долины кукол». «В Эль Фаннинг соединяются величайшие звезды немого кино прошлого и самые отвязные актрисы современности. У нее есть потрясающая способность к трансформации. И камера любит ее».

Музыка всегда играет очень важную роль в фильмах Николаса Виндинга Рефна. Для озвучания «Неонового демона» режиссер снова обратился к Клиффу Мартинесу, с которым работал над «Драйвом» и «Только Бог простит». Бывший ударник Red Hot Chili Peppers, Мартинес на сей раз вдохновлялся музыкой Джорджо Мородера и написал композиции с упругим битом, которые хорошо бы вписались в эпоху пост-диско, переходящую к панк-року.


Рефн не только дислексик, но еще и дальтоник, поэтому ему приходится во многом полагаться на монтажера Мэттью Ньюмана, который знает, чего хочет режиссер, и может объяснить какие-то вещи для тех, кто занимается пост-продакшном. «Только он знает, как выглядит фильм в моей голове!»

Можно ли сказать, что мир моды более жесток, чем мир кино? «Вот уж я не эксперт, — улыбается режиссер. — Не мне критиковать этот мир. Вообще любое окружение, в котором принято критиковать внешность — ужасно само по себе. В то же время это очень привлекательные сферы деятельности».

Ларс фон Триер, долгое время игравший роль главного возмутителя спокойствия кинематографа, никуда не делся, но Рефн довольно агрессивно наступает ему на пятки — если не фильмами, то высказываниями. «Последний раз я видел Ларса, когда он пытался соблазнить мою жену. Тогда пришлось послать его нах**». Недавно Рефн в одном из интервью сказал: «Ларс стареет, и его комедийные прибабахи уже подзадолбали». На что режиссер «Антихриста» парировал: «Я его знал еще ребенком! Пусть идет в жопу!» Здесь важно помнить, что отец Николаса Виндинга Рефна долгое время работал монтажером у фон Триера.

В «Неоновом демоне» Рефна красота и смерть идут рука об руку, иногда они даже любят друг друга. И журналисты готовы возносить и освистывать такой мезальянс (в Канне после пресс-показа одновременно аплодировали и «букали»). Иными словами, у Ларса подросла отличная смена.

Текст впервые был опубликован в рамках спецпроекта КиноПоиска о Каннском кинофестивале.

@темы: фильмы, ссылки